Статьи
June 9

Мошеннические Call-центры: как работают и почему им это удается?

Всем привет, наверняка многих беспокоит факт постоянных звонков с неизвестных номеров, но среди обычного телефонного хулиганства в виде рекламы протезирования зубов в какой либо частной клинике города Нового Уренгоя или ярких цен на туалетную бумагу для туристических объектов легко можно наткнуться на звонки от якобы «‎службы безопасности банка» или «‎сотрудника полиции», настырно сообщающих о якобы мошеннических действиях и просящих код из SMS для того, чтобы «‎поправить ситуацию». За год жертвой телефонных мошенников становятся более миллиона человек, у которых со счетов выводятся миллиарды рублей и просто походы в полицию в таком случае мало помогают, так как не всегда удается выявить мошенника - а они поверьте мне, действуют в условиях полной анонимности.

Притом омрачняет ситуацию тот факт, что довольно большой оборот эта проблема набрала именно в последнее время, а именно с 2018 - 2020 годов, ведь казалось бы - такой тип мошенничества был всегда, но если мы посмотрим на сводки тех лет, а именно 2006 - 2017 годы, то в те времена это все не выходило за пределы обычного телефонного хулиганства.

Сегодня, как вы поняли - мы с вами разберем то, как это работает и как не стать их жертвой, ведь зная «‎рыбу» изнутри ты поймешь опасна ли она и с чем ее едят.

Среднестатистическая территория исправительного учреждения ФСИН России.

Для начала необходимо понять, что они из себя представляют, где находятся и как работают.

Ну так вот, вы не поверите, но они находятся практически по всему миру, но если говорить про те центры которые действуют на территории России, то здесь помимо тех, что работают на территории Украины (в основном в Львовской и Одесской областях), которых тоже довольно большое множество, есть и те, наши исконно «‎русско-блатные», которые находятся в стенах исправительных учреждений ФСИН таких как следственные изоляторы и колонии общего режима, за которыми стоят сами же главы колоний или руководители СИЗО, которые под видом искупления вины принуждают работать арестантов в них, а виной тому служит высокая коррумпированность высших чинов власти, а также лазейки в законах, так как даже непосвященному известно, что где деньги там и люди которым «‎акт не писан» и зачастую это отражается на всех сферах жизни, не только граждан, но еще и организаций. Конечно государство борется с этим, почти каждый месяц в сводках новостей, нет-нет да и промелькивают заголовки об аресте каких либо руководителей чего-либо, о попытках устранения лазеек, но пока в стране еще есть такие люди будут продолжаться подкупы и правонарушения в сфере коррупции и вымогательства.

Ну от причин возникновения конечно же перейдем к устройству - а тут вы уже сами понимаете, какое среднестатистическое оборудование требуется - ноутбук, телефон и 3G-модем, однако телефоны иногда заменяют «‎SIP-приложениями» из-за низкой стоимости звонков, также очень часто практикуется замена номера телефона через «‎АнтиАОН», для того, чтобы внушить жертве, что звонок идет именно с номера кредитной организации, но этого конечно мало - надо откуда-то получить данные о жертве - этим уже занимаются «‎Баеры» и «‎Пробивщики», одни покупают информацию о человеке на разных даркнет форумах или напрямую у операторов связи и банков, а другие методом OSINT и «‎мобайлкрекинга» собирают полную информацию о людях, но это не все способы, я лишь подчеркнул самые основные. А теперь пройдем кратко по тому, как происходит обман.

Предположим, у вас есть карта в банке «‎Тха Газ Банк» с денежными средствами в размере 15000 ₸, как мошенники ими могут завладеть? Все очень просто до предела - звоним с подменой номера представляясь сотрудником безопасности банка «‎Тха Газ» и называем вас по имени, остается только втереться в доверие, подтвердив что вы якобы сотрудник банка - называя что о вас известно и все - вы сами передадите код для восстановления пароля к интернет-банку и на перевод, а мы снимем бабки, притом методы манипуляции могут быть простыми, так и изощренными, продуманными до каждой мелочи, и я уж не говорю, что каждого человека маринуют по своему - ко всем замкам нет-нет да найдется ключик.

Помещение профессионального мошеннического Call-центра. Источник : издание ][акер.

И вот вы спросите - а кто на такое ведется, ведь молодежь уже давно подкована в этом плане - ответ очевиден, старшее поколение, ведь они более доверчивы и им внушить что-либо это за 5 минут, вот вы смеетесь сейчас, но это и правда так - они из-за мошенников лишаются накоплений, доходов и даже последнего жилья, которое они продают под натиском преступников.

Одна из новостей про телефонное мошенничество. Источник : профильное издание Lenta.ru

Как же обезопаситься от этого?

Пример флаера, который часто раздают в банках, финансовых организациях и салонах связи, призывающий класть трубку при звонках с незнакомых номеров. Россия, 2025 г.

Если уж заговорили о том, как обезопаситься, то скажу вам вот что - не смотря на оборот проблемы, от телефонных мошенников все таки можно это сделать и есть как весьма радикальные способы, так и более интересные, и теперь разберем их :

  • Установить блокировку звонков на уровне телефона с незнакомых номеров (подойдет тем, кто разговаривает только с определенным кругом лиц)

    Плюс этого способа заключается в том, что вы себя обезопасите от всех звонков с незнакомых номеров, а вам смогут звонить только люди из контактов.

    А минусов несколько - порой иногда случается так, что кто-либо из членов вашей семьи, друзей и тд, меняет номер и порой его новый номер будет сложно выцепить среди тех кто звонил (а поверьте - хоть звонившие номера и блокируются - они остаются в истории вызовов), да и если вы часто разговариваете по работе - то возможно некоторых номеров не будет в контактах, так как все их записать нереально и муторно, а порой даже нет времени (это относится к тем, кто получает звонки от клиентов)
  • Установить стороннее приложение, фильтр звонков - вот тут конечно я согласен, будут блокироваться все нежелательные звонки так как их просто не будет пропускать, да и его можно настроить по своему.

    Плюсом конечно является более гибкая настройка, так как в большинстве можно выбрать с какими базами он будет работать, какие звонки он будет блокировать, а какие пропускать и так далее.

    А минусом является то, что иногда какие либо "положительные" номера попадают в базу приложений, это происходит в основном из-за АнтиАОНа - так как не забывайте, что мошенники могут подменять номер телефона при звонке.
  • Ложить трубку и сообщать операторам о подозрительных звонках - это самый радикальный метод борьбы с мошенничеством, ведь не у каждого возможно поставить фильтр, а блокировать звонки вообще ото всех - это иногда вообще не совсем этично.
    Плюсов тут много - вы сразу видите номер с которого вам пришел вызов и можете сообщить о нем оператору связи или в кредитную организацию в отдел борьбы со спамом. Также этот способ понижает самооценку работников колл центров - так как на таких пользователях они заработать ничего не смогут и просто будут передавать ваш номер по кругу - а потом и вовсе отправят его в свой стоп лист.

    Минусы тут тоже есть - иногда мошенники могут звонить настырно, по 10 - 15 раз на дню, но и это можно вытерпеть, ради последующего спокойствия. Конечно можно подать жалобу и в вышестоящие органы - например в Роскомнадзор предоставив все скриншоты звонков - но тут уж как повезет.

Ну а на этом я буду заканчивать статью. Всем спасибо за прочтение. Если вам это было полезно, то можете поддержать меня как морально - поставив лайки на статью, так и финансово - ведь в Teletype есть возможность поддержать любимого автора.

Спасибо за прочтение.